Государственная Итоговая Аттестация.   

        К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных). 

 Начиная с 2014-2015 учебного года сочинение (изложение) для выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, является допуском к сдаче государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования. Кроме того, по желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать выпускники прошлых лет, обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды (участникам с ОВЗ), если результаты сочинения необходимы им для поступления в вузы. Приказ МОиН РБ О сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения) в 2016-2017 учебном году.

         Писать итоговое сочинение учащимся 11 класса предстоит в своей школе 7 декабря по темам (текстам), сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. Сочинение (изложение) начинается в 10:00 по местному времени, продолжительность написания – 3 часа 55 минут. Также в первую среду февраля и  мая выпускникам предоставляется возможность пересдачи (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине). Приказ МОиН РБ О сроках, местах и порядке проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Бурятия.

        Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Также участникам запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения). Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Бурятия.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений (по одной от каждого общего тематического направления), по одной из которых выпускник должен написать сочинение-рассуждение. 

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

         Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

        Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года(протокол от 05.07.2016 г.):

  1. «Разум и чувство»,
  2. «Честь и бесчестие»,
  3. Победа и поражение»,
  4. «Опыт и ошибки»,
  5. «Дружба и вражда».

     Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

     Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

       Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

     При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;

  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);

  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

Бланк регистрации итогового сочинения (изложения)

Бланк записи итогового сочинения (изложения)

С результатами итогового сочинения (изложения) выпускники текущего года ознакамливаются в образовательных организациях, в которых осваивают образовательные программы среднего общего образования; выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования в местах регистрации на написание итогового сочинения (изложения), в образовательных организациях, в которых осваивают образовательные программы среднего профессионального образования. Приказ МОиН РБ о сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения). Внимание! С результатами ЕГЭ 2016 г. вы можете ознакомиться в своей школе или в региональном органе управления образованием, в котором Вы регистрировались на ЕГЭ. Также дополнительно ознакомиться с результатами ЕГЭ вы можете на специальном сервере здесь.

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинения (изложения) для участников итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по подготовке и проведению  итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования

Справка об основных изменениях (дополнениях), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2017 г.

Методические рекоммендации ФГБНУ "ФИПИ" по подготовке к итоговому сочинению (изложению)

Актуальная информация об итоговом сочинении размещена здесь.

ПРАВИЛА И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ

 

Время начала ЕГЭ по всем учебным предметам 10.00 часов по местному времени.

Допуск участников ЕГЭ в ППЭ осуществляется с 09.00 по местному времени. 

Участники ЕГЭ не должны опаздывать на экзамен, так как для таких участников экзамена продолжительность проведения экзамена не продлевается и общий инструктаж, в том числе по заполнению регистрационных полей бланков ЕГЭ, не проводится. 

При входе в ППЭ участник ЕГЭ должен предъявить документ, удостоверяющий личность (далее – паспорт). 

В случае отсутствия по объективным причинам у обучающегося паспорта он допускается в ППЭ только после письменного подтверждения его личности сопровождающим от школы. 

В случае отсутствия паспорта у выпускника прошлых лет и других категорий участников ЕГЭ в ППЭ такие участники ЕГЭ не допускаются. 

В ППЭ участник ЕГЭ берет с собой: 

  • ручка; 

·         паспорт; 

·         лекарства и питание (при необходимости); 

·         средства обучения и воспитания (по математике линейка; по физике – линейка и непрограммируемый калькулятор; по химии – непрограммируемый калькулятор; по географии – линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор); 

·         участники ЕГЭ с ОВЗ, дети – инвалиды и инвалиды - специальные технические средства. 

Иные личные вещи (уведомление о регистрации на ЕГЭ, средства связи и другие запрещенные средства и материалы) участники ЕГЭ должны оставить в специально выделенном до входа в ППЭ месте для хранения личных вещей участников ЕГЭ. 

В ППЭ организаторы вне аудитории оказывают содействие участникам ЕГЭ в перемещении по ППЭ. Организаторы сообщают участникам ЕГЭ номера аудиторий в соответствии с автоматизированным распределением и сопровождают участников экзамена до аудиторий. 

Организаторы в аудитории повторно проверяют у участников ЕГЭ паспорт и направляют участника ЕГЭ на рабочее место согласно спискам автоматизированного распределения.

Занять место, указанное организатором. Изменение рабочего места не допускается.

При раздаче комплектов экзаменационных материалов все участники ЕГЭ должны:
внимательно прослушать инструктаж, проводимый организаторами в аудитории;

  • обратить внимание на целостность упаковки доставочных пакетов с индивидуальными комплектами экзаменационных материалов перед вскрытием их организаторами;
  • получить от организаторов запечатанные индивидуальные комплекты (далее – ИК). В ИК участника ЕГЭ находятся:
    • КИМ;
    • бланк регистрации (при проведении устной части ЕГЭ по иностранным языкам в ИК находится только бланк регистрации устного экзамена);
    • бланк ответов № 1;
    • бланк ответов № 2 (при проведении ЕГЭ по математике базового уровня указанный бланк отсутствует).

Дополнительные бланки ответов № 2 выдаются организаторами отдельно по просьбе участника ЕГЭ и только в случае заполнения обеих сторон бланка ответов № 2 (в противном случае ответы, внесенные в дополнительный бланк ответов № 2, оцениваться не будут).

Примечание. Письменная часть ЕГЭ по иностранным языкам включает в себя раздел «Аудирование», все задания по которому (инструкции, тексты, паузы) полностью записаны на аудионоситель. Организатор должен настроить воспроизведение записи таким образом, чтобы слышно было всем участникам ЕГЭ.

Получить от организаторов черновики, со штампом образовательной организации на базе, которой расположен ППЭ (в случае проведения ЕГЭ по иностранным языкам с включенным разделом «Говорение» черновики не выдаются).

Вскрыть по указанию организаторов индивидуальные комплекты.

Проверить количество бланков ЕГЭ и КИМ в ИК и отсутствие в них полиграфических дефектов. В случаях обнаружения лишних (или недостающих) бланков ЕГЭ и КИМ, а также наличия в них полиграфических дефектов необходимо сообщить об этом организаторам, которые обязаны полностью заменить.
ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ БЛАНКА РЕГИСТРАЦИИ И БЛАНКОВ ОТВЕТОВ ВСЕ УЧАСТНИКИ ЕГЭ ДОЛЖНЫ:

Внимательно прослушать инструктаж по заполнению области регистрации бланков регистрации, бланков ответов и по порядку работы с экзаменационными материалами;

Под руководством организаторов заполнить бланк регистрации и области регистрации бланков ответов № 1 и 2. 

ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА ВСЕ УЧАСТНИКИ ЕГЭ ДОЛЖНЫ:

После объявления организаторами времени начала выполнения экзаменационной работы (время начала и окончания выполнения экзаменационной работы фиксируется на доске) приступить к выполнению экзаменационной работы.

Выполнять указания организаторов.

Во время экзамена участникам ЕГЭ запрещается:

1.                   Иметь при себе:

o                     уведомление о регистрации на экзамены,

o                     средства связи,

o                     электронно-вычислительную технику,

o                     фото-, аудио- и видеоаппаратуру,

o                     справочные материалы (кроме разрешенных, которые содержатся в КИМ), письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

2.                   Выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы (далее – ЭМ) на бумажном и (или) электронном носителях.

3.                   Выносить из аудиторий письменные принадлежности, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

4.                   Фотографировать ЭМ.

5.                   Разговаривать между собой.

6.                   Обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЕГЭ.

7.                   Переписывать заданий КИМ в черновики со штампом образовательной организации ЕГЭ.

8.                   Произвольно выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ без сопровождения организатора вне аудитории

Примечание. При нарушении настоящих требований и отказе от их соблюдения  организаторы совместно с членами государственной экзаменационной комиссией (далее – ГЭК) вправе удалить участника ЕГЭ с экзамена. В данном случае организаторы совместно с ГЭК составляют акт об удалении участника ЕГЭ с экзамена. На бланках проставляется метка о факте удаления с экзамена.
Экзаменационная работа такого участника ЕГЭ не проверяется.

Участники ЕГЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в туалет, в медицинскую комнату) только в сопровождении организатора вне аудитории, организатор в аудитории предварительно проверяет комплектность оставленных участником ЕГЭ экзаменационных материалов.

В случае возникновения претензии по содержанию КИМ сообщить об этом организатору. 

В случае если участник ЕГЭ полностью заполнил бланк ответов № 2, организатор в аудитории должен:
 

·                     убедиться, чтобы обе стороны бланка ответов № 2 были полностью заполнены, в противном случае ответы, внесенные в дополнительный бланк ответов № 2, оцениваться не будут;

·                     выдать по просьбе участника ЕГЭ дополнительный бланк ответов № 2;

·                     заполнить верхнее поле в дополнительном бланке ответов № 2 (при выдаче дополнительного бланка ответов № 2 в поле «Дополнительный бланк ответов № 2» основного бланка ответов № 2 вписать номер выдаваемого дополнительного бланка ответов № 2, а на выданном дополнительном бланке ответов № 2 проставить номер листа в соответствующем поле бланка);

·                     зафиксировать количество выданных дополнительных бланков ответов № 2 в форме ППЭ-05-02 «Протокол проведения ЕГЭ в аудитории» и прописать номера выданных дополнительных бланков ответов № 2 в форме ППЭ-12-03 «Ведомость использования дополнительных бланков ответов № 2».

ЗАВЕРШЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧАСТНИКАМИ ЕГЭ

Участники ЕГЭ, досрочно завершившие выполнение экзаменационной работы, могут покинуть ППЭ. Организатору необходимо принять у них все ЭМ.

ПО ОКОНЧАНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧАСТНИКАМИ ЕГЭ:

Участники ЕГЭ вкладывают КИМ в конверт индивидуального комплекта. Остальные экзаменационные материалы кладут на край стола. Организаторы в аудитории собирают экзаменационные материалы у участников экзамена.

Примечание. Организаторы в аудитории:
 

·                     Собирают у участников ЕГЭ:

o                     бланки ЕГЭ;

o                     КИМ, вложенный в конверт от ИК;

o                     черновики со штампом образовательной организации, на базе которой расположен ППЭ.

·                     Ставят знак «Z» на полях бланков ответов № 2, предназначенных для записи развернутых ответов, но оставшихся незаполненными (в том числе и на оборотной стороне), а также в выданных дополнительных бланках ответов № 2.

·                     Заполняют Протокол проведения ЕГЭ в аудитории.

·                     Запечатывают бланки ЕГЭ в возвратные доставочные пакеты.

·                     В центре видимости камеры видеонаблюдения объявляет об окончании экзамена и громко объявляет все данные протокола.

·                     Проходят в Штаб ППЭ и сдают все материалы руководителю ППЭ.

ЧЕМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НА ЕГЭ

Перечень дополнительных устройств, которыми разрешается пользоваться во время экзаменов по каждому предмету ЕГЭ, ежегодно утверждается приказом Минобрнауки России.
Кроме того, в комплекты КИМ по некоторым предметам включены справочные материалы.
Ниже дан полный перечень разрешенных дополнительных устройств и материалов, составленный на основе спецификаций по предметам.

ЕГЭ по математике 
Разрешается пользоваться линейкой.
Справочные материалы, которые можно использовать во время экзамена, выдаются каждому участнику ЕГЭ вместе с текстом его экзаменационной работы.

ЕГЭ по географии 
Разрешено использование непрограммируемого калькулятора (на каждого ученика), линейки и транспортира.
Непрограммируемый калькулятор должен обеспечивать арифметические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcos, arctg). 
Калькулятор не должен предоставлять возможность сохранения в своей памяти баз данных экзаменационных заданий и их решений, а также любой другой информации, знание которой прямо или косвенно проверяется на экзамене.
Калькулятор не должен предоставлять экзаменующемуся возможности получения извне информации во время сдачи экзамена. Коммуникационные возможности калькулятора не должны допускать беспроводного обмена информацией с любыми внешними источниками.

ЕГЭ по химии 
 Разрешено использование непрограммируемого калькулятора с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейки.
Также к каждому варианту экзаменационной работы прилагаются следующие материалы:

·                                 периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

·                                 таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

·                                 электрохимический ряд напряжений металлов.

ЕГЭ по физике 
Разрешено использование непрограммируемого калькулятора (на каждого ученика) с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейки.
Кроме того, каждый КИМ содержит справочные данные, которые могут понадобиться при выполнении работы.

По остальным предметам использование дополнительного оборудования и материалов на экзамене не предусмотрено.

НАРУШЕНИЯ НА ЕГЭ

За нарушение установленного законодательства РФ в области образования, Порядка проведения государственной итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ,  кодексом РФ «Об административных правонарушениях» предусмотрены административная  ответственность граждан и должностных лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, а  также формы административного наказания, административные штрафы для граждан  и должностных лиц, дисквалификация для должностных лиц (п.4, ст.19.30 Кодекса  РФ «Об административных правонарушениях»).

Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

45. Лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения ГИА, удаляются с экзамена. Для этого организаторы, руководитель ППЭ или общественные наблюдатели приглашают членов ГЭК, которые составляют акт об удалении с экзамена и удаляют лиц, нарушивших устанавливаемый порядок проведения ГИА, из ППЭ.

Административные штрафы:

·                                 на граждан в размере от 3000 руб. до 5000 руб.;

·                                 на должностных лиц от 20000 руб. до 40000 руб.;

·                                 на юридических лиц от 50000 руб. до 200000 руб.

За нарушение порядка проведения ЕГЭ:

·                                 удаление участника ЕГЭ из ППЭ;

·                                 аннулирование результатов;

·                                 штраф.

Во всех случаях участники ЕГЭ, нарушившие порядок, удаляются с экзаменов без права пересдачи в текущем году.

ЕГЭ-2016. ВИДЕОКОНСУЛЬТАЦИИ

ДОКУМЕНТЫ ЕГЭ

Федеральные законы 

Правительство РФ 

Минобрнауки России 

Рособрнадзор

Внимание! На сайте fipi.ru (Федеральный институт педагогических измерений) опубликованы проекты КИМ ЕГЭ-2016 по всем предметам.  

Важным и полезным ресурсом для выпускника является Открытый банк заданий ЕГЭ и банк заданий ОГЭ.
Обращаем внимание, что в 2016 году проведение ЕГЭ в февральские, июльские и сентябрьские сроки не предусмотрено. Для обучающихся, выпускников прошлых лет ГИА по их желанию может проводиться досрочно (март – апрель 2016 года). Основной период проведения ЕГЭ (май - июнь 2016 года). Для участия в ЕГЭ заявления подаются до 1 февраля 2016 года.
 
 
ЕГЭ 2017 (плакаты):
 

 СОВЕТЫ УЧАСТНИКАМ ЕГЭ